Источник Кубан. Чулман толгау.
I. Сынджак или Иске Булгар ыры. Содержание: 1. Что было в начале
2. Как появились Земля, море и суша
3. Как появились звери и люди
4. Как люди стали красивыми
5. Как Субан разрушил Стену Дивов
6. Как годы получили названия
7. Как у Чулмана стало два лица
8. Как образовался союз Семи Племён
9. Как Умай потеряла и восстановила своё царство
10. Почему булгары ушли из царства Умай
11. Как образовалось царство булгар в Сынджаке
12. Джам строит Сандугач и зажигает очаг Аратэб
13. Как Иджиик помог булгарам
14. Чулман помогает булгарам
15. Как булгары чтут Чулмана
16. Джам отказывается от бессмертия и умирает
17. Почему Шамбат ушёл в Сувар
18. Шамбат женится на Самар
19. Уход из Сынджака братьев Шамбата
20. Как Иджик пытался помочь булгарам
21. Бурджан уходит из Булгара и блуждает по свету
22. Караджим, Сакмар и Иджик-Аспарык
23. Как Умай сынджакцев спасла
24. Как имегены разгневали Чулмана
1. Что было в начале.
В начале весь мир
Был погружен во тьму,
В которой жили алпы-дивы,
Не нуждавшиеся в свете.
Прыгали они с ветки на ветку
Необозримого Бой-Терека,
Составлявшего основу Вселенной,
Созданной Великим Творцом – Тангрой.
Хрустально-чистые воды
Сладостного источника Тиджа,
Бьющего возле корней Бой-Терека,
Делают его сильным и вечноцветущим…
Вначале не было у алпов старшего,
Поэтому они часто ссорились,
И эти свары
Беспокоили Всевышнего.
Тогда Тангра создал алпам старшего-
Могучего алпа Тамью или Тамту.
Он был настолько велик,
Что часто не замечал других алпов.
Когда он спешил куда-то,
Чтобы утихомирить ссорившихся алпов,
То по пути давил
Десятки невинных дивов.
Алпы пожаловались на это Тангре-
Поэтому Всевышней разделил Тамью
На три небольших куска
И один огромный.
Из небольших кусков
Всевышний создал
Трех могучих алпов –
Дивов Мара, Тура и Булута.
Новым тарханом всех алпов
Тангра сделал Мара,
Которого называли также
Наром, Джайтасиром, Утом, Атащем.
Больше всего на свете
Любил Мар принимать
Образы ослепительного Аджара
И прекрасного златогривого коня Кеме.
Был Мар самым красивым
Из всех алпов – дивов,
Почему получил прозвище Абалан –
Но не это было главное в нем.
Умел Мар – Нар
Примирять алпов -
Поэтому и сделал его Всевышний
Тарханом всех алпов.
Велел Тангра дивам
Слушаться Мара – Нара –
Поэтому послушных ему алпов
Иногда называли «нарджилар».
Женой Мара Джарым – Ата
Была алп-бика Турун – Умай,
Которую звали также Умай-биче,
И Турун-Аби, и Айрам-Бадж.
Считалась Турун-Аби
Матерью многих алпов,
Могла она менять кожу,
Почему всегда оставалась молодой.
А вот брат Мара Булут,
То есть Большой Бык,
Однажды возгордился собой
И тоже объявил себя тарханом.
Чтобы утихомирить Булута,
Мар послал против него
Своих могучих сыновей –
Уруса, Леу-Субана и Чулмана.
Говорят, что Урус и Субан
Родились одним существом,
Имевшим облик двухголового Бараджа,
Или Бабая, Бурата, Бэрэна.
Бурат был сильнее других
И алпы прозвали его Таром –
Но это имя было любимо
Также и самим Тангрой.
Поэтому Всевышний разделил его
На двух алпов:
На алпа Джангыр –Урус-Бабая
И Леу-Субана Субаша
Тар бы угомонил Булута,
А вот братья не смогли…
Тогда Мар Джарым-Ат
Пожаловался на него Тангре.
Всевышний не потерпел дерзости:
Разбил Булута на куски –
Один большой, один средний
И четыре маленьких…
Средний кусок Тангра превратил
В могучего алпа Кургана –
Не было никого
Свирепее его…
Тангра превратил маленькие куски
В алпов Дахуса, Джиля, Тан-Угеза и Шурале:
Они были такими же,
Как и все остальные алпы.
Дахус, любивший образ Бэр-Булута,
Стал конюхом и охранником владений Мара,
А Джиль Эрирей стал духом ветра
И дул во все стороны.
Джиль был ветренным, а Дахус-основательным,
За что уважал его Мар
И рассказал ему о правилах,
Угодных Бай-Аба Тангре.
Потом Дахус сообщил
Кое-что из этого
Алпу Иджик-Алабуге,
Которого любил за деловитость.
А вот Таш-Угеза Выльяха Мала
Тангра сделал охранителем стад
И хранителем Небесного Огня,
Которым распоряжался Мар.
Таш-Угез Мал полюбил
Алп-бику Бозби,
Которая родилась в образе лани
И была служанкой во дворце Мара.
Поэтому Таш-Угез Мал,
Известный и под именем Угер,
Частенько наведывался в домик Бозби,
Находившийся рядом с дворцом Мара.
Не знал Угер вначале о том,
Что там кто-то скрывается –
А скрывался там
Еще один сын Мара и Умай-биче.
Родилась Турун-Аби
В образе двухглавой орлицы
И была с юности горда
В отношениях с мужчинами.
Неудивительно, что ее отец
Прозвал ее Артимас
И с превеликим трудом заставил ее
Выйти замуж за Мара.
Тогда Умай-биче Артимас
Пустила в ход искусство магии,
Которому научилась
У своего отца.
Когда Мар изъявлял желание
Побыть с нею наедине,
Она придавала свой облик Бозби –
И та рожала детей Мара.
Но выкармливала детей
Турун-Аби сама;
Когда родился первый ребенок,
Она сказала мужу:
«Нет почему-то
У меня молока:
Попроси Тангру о том,
Чтобы оно появилось!»
Майрам попросил Всевышнего –
И Всевышний дал ей молоко,
Но не пожелал раскрыть
Ее тайны Мару…
Поэтому Турун-Аби не была
Холодна к детям Мара,
И радовалась тому, что они считали ее
Своей родной матерью.
Но вот силы служанки
Стали иссякать,
И дети Мара стали рождаться
Все более слабыми.
Когда Бозби родила от Мара
Сына Хурсу Мамиля – то оказалось,
Что ноги не держат
Мощное тело алпа.
Тогда Умай-биче, испугавшись,
Что за это Всевышний
Может лишить Мара тарханства,
Предложила мужу съесть Хурсу.
Мар долго медлил и мучился,
И это заметила Бозби:
Он выведала у Мара причину кручины
И решила спасти сына.
Бозби пообещала Мару,
Что съест Хурсу за него,
А сама спрятала сына
В подполе своего дома.
Там Хурса в полном одиночестве
Пролежал 3 тысячи лет,
Да еще 300 лет
И еще 33 года.
И лежал бы до сих пор,
Если бы к Бозби однажды
Не зашел в ее отсутствие
Алп Таш-Угез Мал.
Был Таш-Угез голодным
И стал искать в доме
Какую-нибудь пищу –
И обнаружил в подполе Хурсу.
Хурса испугался - и зря:
Был Мал тоже одинок,
Ибо другие алпы не любили его, -
Поэтому он проникся сочувствием к Хурсе.
Узнав его историю, Угер пообещал
Хранить его тайну –
И, чтобы развеселить его,
Стал показывать ему фокусы с огнем.
Полюбил Хурса огонь и заметил,
Что плавит он железо.
И тогда попросил он Таш-Угеза,
Чтобы он подвесил его на веревке,
Положил перед ним большой камень,
Заготовил некоторое количество железа,
Дал ему в руки топор
И выделил некоторое количество огня.
Потом, с помощью Мала,
Он сделал следующее:
Выдолбил в камне углубления
По размеру своих ног,
Расплавил в этих углублениях
Нужное количество железа
И отлил, таким образом,
Себе железные ноги.
Свои старые бесполезные ноги
Хурса сам себе отрезал
И взамен их приладил к торсу
Новые железные ноги.
Стал Хурса ходить по ветвям Бой-Терека
И изготовлять различные вещи.
Особенным спросом у алпов
Пользовалось его оружие.
Стал Хурса алпом кузнечного дела
И мастером на все руки,
Почему и получил такие имена,
Как Кубэ, Казан, Сылджак, Кайнарджи.
К родителям он
Не испытывал привязанности,
Поэтому его кузни были
Вдалеке от их дворца.
Когда появились Земля и люди, стал он Чаще всего работать
в одной стране,
Которую даже прозвали
Его именем – Мамиль.
Страну называли и Кибет – ведь там
Было много его кузен.
Черный дым от них
Прокоптил там все вокруг.
Стали и тамошние люди – турбийцы
Черными, как сажа –
Ведь они помогали Хурсе:
Вывозили шлак из его кузен.
За это Хурса Кайнарджи
Давал им часть своих изделий,
А турбийцы приобретали в обмен на них
Все необходимое для себя.
Из этого шлака
Насыпали турбийцы
Огромные горы,
Которые называют Егуба…
Считают люди Хурсу
И мастером магии,
Почему называют его также
Караджим, Каран и Кураз…
Таш-Угеза Хурса полюбил,
Как родного отца,
А Мал считал Хурсу
Своим приемным сыном.
Такова была судьба
Маленьких осколков тел Тамьи и Булута.
Иной была судьба
Большого куска тела Тамьи.
2.
Как появились Земля, море и суша.
Из него, на одной из ветвей
Необозримого Бой-Терека,
Создал Творец Землю,
А на ней – море.
Земля была подобна
Прекрасной чаше,
Края которой возвышались
Скользкими ледяными горами.
Разбивают волны любого,
Кто приближается к ним,
Поэтому никто из людей
Никогда не увидит края Земли.
Все это Тангра создал
Божественным лучем.
Увидел этот свет алп Чулман –
И понравился он ему.
Был Чулман любимцем Творца:
Всевышней любил его за то,
Что он был добрее других
И звал его Багамушад.
Попросил алп Тангру,
Чтобы он осветил что-либо.
Всевышний выполнил его просьбу –
Осветил воду моря лучем.
Вошел в воду Чулман
И стал там постоянно жить.
Но как-то стало ему скучно –
Захотелось иметь товарищей.
Алпы не подходили для товарищества:
Не выносили они друг друга,
Каждый был занят больше собой
И чаще всего видел в других врагов.
Стал Тангра создавать для Чулмана
Разные существа,
Много создал рыб
И подводных растений.
Попытался Чулман научить рыб
Петь и танцевать:
Играл для них на тамыре –
Но рыбы не играли с ним.
Стали они, в конце концов,
Раздражать Чулмана –
И тогда решил он
Избавиться от их соседства.
Вышел из моря
И попросил Тангру
Осветить вместо моря
То, что над морем.
Всевышний повелел Мару
Быть Солнцем,
А его жене Турун-Аби –
Освещать Луну…
Следить за правильностью
Восходов и заходов
Всевышний поручил Кургану –
Самому свирепому алпу.
Если Мар почему – то
Начинал запаздывать,
То Курган настигал его
И с жадностью проглатывал.
Потом Тангра вызволял Мара
Из брюха Кургана –
Но было это для тархана
Страшно и унизительно.
Ведь однажды, попав в брюхо,
Можно было и не выйти из него…
Поэтому Мар старался
Не нарушать порядка…
Но когда впервые осветилось
То, что над морем,
То Чулман увидел,
Как это пустынно.
Попросил он Тангру
Сделать красочным
То, что над морем –
И Всевышний выполнил его просьбу.
Вначале создал Тангра
Видимое небо – Небесный Купол,
А над ним создал
Еще восемь невидимых небес.
Нескольким хорошим алпам
Творец велел быть звездами,
А для Урус-Бабая
Создал разнообразные облака.
Решил Создатель,
Что не должен быть всегда один свет,
Что пусть над морем
Будут и день и ночь.
Вначале были
День и ночь
Очень длинными –
Но алпов это устраивало…
Чулман с несколькими другими алпами
Поселился на ветви рядом с морем,
Но очень скоро и здесь
Стало ему скучно.
Попросил Чулман Всевышнего,
Чтобы он создал для него
Каких-нибудь товарищей,
Чтобы ему было веселей.
Создал Тангра для Чулмана птиц –
Но не сидели они подолгу рядом с ним:
Все время улетали по своим делам,
Да и боялись они алпов.
Многие алпы забавлялись
Охотой на птиц, а Урус-Бабай даже
Создал из пойманных уток
Воздушный остров – Сувар.
Птицы, связанные друг с другом,
Носили по Небу, в облаках,
Спящего на них Урус-Бабая
Или плавали с ним по морю.
Довольный, своим деянием, Урус-Бабай
Пригласил в гости на Сувар
Родных братьев – Субана и Чулмана,
А также сына Булута-Джиля Эрирея.
Джиль иногда помогал птицам
Своим дуновением,
Чтобы остров передвигался быстрее –
На радость Урус-Бабаю.
Чулману понравилось
Это подобие суши,
И задумал он создать посреди моря
Уже твердую сушу.
Подошел Чулман к матери -
И спросил ее, как сделать сушу.
Унай-биче сказала:
«Пусть стрела найдет ответ!»
Она закрыла глаза
И выстрелила из лука:
Стрела полетела вдаль -
И скрылась из глаз.
Стрелу подобрала алп-бика,
Которая в образе лягушки
Жила в источнике Тиджа
И которую поэтому звали Бакал и Тиджа.
Вместе со стрелой
Бакал прискакала к ним
И сказала Бадж-Турун:
«Я могу помочь вам!
Но для того, чтобы я дала
Правильный ответ,
Мне нужно выпить
Опьяняющего напитка мудрости.
Этот напиток хранится в гобе
Во дворце Мара,
В седьмой комнате его покоев,
А называется гобе или шам.
Если хочешь услышать
Мой ответ на вопрос Чулмана –
То ступай и принеси мне
Этот напиток!»
Пошла Турун-Аби во дворец.
А те семь комнат
Были не на ее половине
И крепко охранялись…
Охранники потребовали у нее подарки
За то, что они пропустят ее,
И отдала им Умай-биче
Все свои украшения и одежды…
Наконец прошла она
В седьмую комнату –
А там пировал Мар
Со строителями своего дворца.
Звали их Шахтар и Тахтал,
И были они крылаты –
Достал для них Мар крылья,
Чтобы они работали ловчее и быстрее.
Иначе бы они долго
Перетаскивали издалека небесные камни,
Из которых строили дворец,
На ту ветвь, где шла стройка.
Были строители пьяны,
Как и их хозяин.
Увидели они Умай-биче без одежд –
Потеряли дар речи.
Воспользовавшись их замешательством,
Быстро взяла Турун-Аби гобе
И вышла с ней
К Чулману и Тидже.
Как отхлебнула Бакал шама –
То и остальные не удержались:
Тоже попробовали шама -
И все сильно опьянели.
Тиджа даже взяла
И затянула песнь «Гобе»,
А потом, как спела,
Сказала Чулману и Турун-Аби:
«Ты, Чулман, мути воду,
Ты, Умай-биче, таскай наверх,
А я буду
Работать внизу!»
Попробовал Чулман, став бараджем,
Мутить воду длинным хвостом –
Но держаться над водой
Ему было тяжело.
Однако тут, к счастью,
Появились Шахтар и Тахтал:
Это Мар, придя в себя,
Послал их за Турун-Аби.
Но зачем послал –
Сказать им не успел:
Уронил голову на руки
И заснул крепким сном…
Строители поплыли в лодке,
Ибо, пока они были пьяны,
Крылья их не носили.
Но когда они приплыли, то протрезвели.
Велела им Тиджа
Держать над водой Чулмана –
Теперь Чулману
Работать стало удобнее.
Стал он своим длинным хвостом
Закручивать и мутить воду,
А Бакал принялась
Сбивать муть в комочки…
Чтобы хвост Чулмана
Мутил получше,
Тиджа привязала к нему
Большой башкак…
А Турун-Аби тогда
Обернулась уткой
И, ныряя в море,
Стала складывать комочки в кучу.
Наконец, вершина этой кучи
Поднялась над морем –
Так образовалась суша,
И Чулман тут же уселся на нее.
Когда суша стала достаточно большой,
То все алпы бросили работу,
Нашли на суше удобное место
И снова выпили шама.
Тут стало им так весело,
Что они все вместе
Стали танцевать,
И этот танец назвали «Гобе».
В память об этом люди
До сих пор танцуют «гобе»
И готовят губадию –
Вкусное подобие суши.
А наши цари пользуются печатями,
Которые называются «башкак» -
И имеют изображение
Того же башкака.
А во время молений ...